Людей было мало, свет был яркий, спектакль оказался хорошим – 10 из 10, как говорится. Это если максимально кратко говорить о недавней постановке прилепинской «Обители» в исполнении музыкантов 25/17 и артистов московского Активного театра.
Подробности ниже.
При этом на фоне профи и Бледный (Андрей Позднухов) и Ант (Антон Завьялов) смотрелись цельно и гармонично. На наш обывательский взгляд, где-то даже сильнее своих, в данном случае, коллег.
В какой-то момент я даже подумал, что не люблю актёров.
Мощное, завораживающее начало спектакля, оглушительная, по-мужски суровая подача текста задали тон всему действу. Почти час в зале стояла звенящая тишина. Зрители не отводили взгляда от сцены.
Но через некоторое время началось профессиональное шутовство и неуместное жеманство со стороны профессиональных актёров. Они стали играться в интерактив со зрителем, соотносить, кто бы и чем мог бы заниматься на Соловках, окажись современный человек там, в обители.
Неудачные шутки, порой смешные, а порой не очень, фразочки и подколы сбили вязкую, тягучую атмосферу соловецких пустошей, возникшую в зале в первой части постановки.
***
«Обитель» очень поэтичный роман, наполненный густым духом соловецких монастырей. Язык Прилепина вещественен, образы осязаемы – наглые чайки над головой, тяжёлый дух монастырских бараков, пронимающий до костей мороз на каторжной земле. «Обитель» в 2014 году удостоена премии «Большая книга» – это самая крупная литературная премия в современной России.
Конечно, не только литературные достоинства книги побудили лидеров 25/17 взяться за эту постановку. Прилепина и группу связывают давние товарищеские отношения. Ещё в начале 2010-х годов Прилепин лестно и с любовью отзывался о 25/17, вторя Константину Кинчеву, который говорил:
– Я вижу народ и улицу именно в группе 25/17.
Кстати, это фраза стала рефреном к одной из следующих композиций Бледного и Анта.
С тех пор приверженец классического русского рока, а впоследствии и любитель русского рэпа, писатель Захар Прилепин активно сотрудничал с музыкантами, взгляды их были близки, общение благодушно.
– Мы как познакомились 7 или 8 лет назад, так до сих пор общаемся. У нас есть ряд разногласий, что не мешает нам поддерживать контакт, – рассказывал нам Бледный.
Музыканты даже записали трек с Прилепиным для своего сайд-проекта «Лёд 9». И вот теперь вышли на сцену прочитать его роман.
***
«Обитель» – книга о любви, вере и жизни в условиях, которые, кажется, этой самой жизни противоречат. Можно здесь назвать ещё тему государства, власти, социального неравенства, но это всё уже «пар над супом», как говорит Бледный в одной из композиций группы.
Правда, одна из главных тем книги – любовь – была здесь опущена. Возможно, дело в хронометраже. А может, замысел режиссёра или автора литературной адаптации.
Композиционно постановка цельна и лаконична.
Всё начинается с вопроса веры:
«Ненавидят ведь не из-за чужой дурноты, а из-за своей пустоты куда чаще…»;
«Если Господь показывает тебе весь этот непорядок – значит, он хочет побудить тебя к восстановлению порядка в твоём сердце. Всё, что мы с тобой видим, – просвещение нашего сознания. За то лишь благодарить Господа надо, а не порицать!..»;
«Они грешат, а ты уравновешивай. Праведное дело больше весит, чем грех!»;
«Бог правду видит, да не скоро скажет»;
«Церковь – человечество Христово, а ты вне церкви, ты сирота, – тихо говорил владычка Иоанн. – Верующий в Христа и живущий во Христе – богочеловек. А ты просто человек, тебе трудно».
Тема веры созвучна и самим музыкантам из 25/17. Как бы на первый взгляд провокационно, оголтело и грубо не звучала их музыка, главное, что характеризует лирику Бледного и Анта – это её христианская направленность. А в каждом альбоме наберётся с десяток отсылок к Библии и цитат из Священного Писания.
***
Соловки по Прилепину – это государство в государстве. Причём государство советское, которое писатель романтизирует, но при этом отдаёт себе отчёт в том, что это был жестокий строй с кровожадным правителем.
Эпоха тянула все жилы из человека. Прилепин же спроецировал желание советского государства создать сверхчеловека и на Соловки. Так это бы было или нет, сказать сложно.
Но отрезанный от мира лагерь у Захара получился замкнутой копией той страны и тех времён.
На Соловках был свой вождь, своя интеллигенция, своё духовенство, свои чекисты, свои преступники, свои сексоты и свои бесчеловечные нравы.
«Соловки – это отражение России, где всё как в увеличительном стекле – натурально, неприятно, наглядно!»
И в какой-то момент заключённый Артём, за которого отыгрывали все четверо артистов на сцене, начинает очаровываться лагерем и порядком в нём.
Он ловит каждое слово Эйхманиса, начальника лагеря, боготворит его и возводит в культ.
Ведь у нас, говорит начлагеря (в исполнении Андрея Филиппака), есть театр, храмы, производства, своя соловецкая газета и все атрибуты нормальной человеческой жизни.
«А симфонический оркестр? - и Эйхманис усмехнулся. – Думаете, я не понимаю, что они дают Рахманинова? Ненавистника советской России и эмигранта?»;
«А ещё, говорят, вы далеко за полночь вдвоём с Эйхманисом пьёте водку и обсуждаете огромные вопросы. Это очаровательно… В молодые ещё годы - подобный успех, о!.. Но такие люди в нашем кругу – неуместны»;
«В тюрьме тоже есть чему поучиться. Тебе надо сточить свои углы. Шар катится – по жизни надо катиться. Всё».
Но уже к концу романа и спектакля романтический флёр Соловков рушится.
Артёму напоминают про изобретательные зверства Соловков, зодчим которых и является богоподобный Эйхманис.
И сверхчеловека они сделать не смогли, да и выжить в этих условиях даже начлагерю не удалось. Его и расстреляли в итоге, о чём почему-то авторы постановки тоже решили не говорить.
***
В общей сложности, чтение «Обители» со сцены не вторит и не дублирует роман. Это даже некоторое развитие истории, её ещё большая актуализация с современностью, с которой явно что-то не так. И книга, и спектакль про веру без Поклонской и Чаплина, про государство без Навального и Путина, про жизнь без порочной бытовухи и повседневной грязи. Чистое и прозрачное повествование о том, что «Человек тёмен и страшен, но мир человечен и тёпел».
Читайте хорошие книги, слушайте хорошую музыку. А в постановке «Обители» это всё есть.
За возможность посетить спектакль редакция благодарит «Бюро приключений 53 тура» и лично Евгения Певзнера.
Фото Николай Велицкий.