Если брать культурную сферу, то за последнее время в России произошли два значительных происшествия. Заметьте, не события — происшествия. Это арест режиссера театра и кино Кирилла Серебренникова и шумиха (с огнем и угрозами!) вокруг учительской «Матильды».
Многие видные представители российской культуры и политики уже высказывались на эти всё ещё животрепещущие темы. Теперь дошла очередь и до писателя Захара Прилепина, совсем недавно опубликовавшего на страницах «МК» статью, в которой он рассуждает о корнях этих скандалов.
По мнению писателя, эти происшествия «выявили сразу несколько важных вещей»:
«Во-первых, стал явствен высокий уровень приверженности к консервативным ценностям в обществе. Во-вторых, обозначилась и необычайная, так сказать, взвинченность этого общества и, более того, готовность активной части населения идти на конфликт».
Но это — не более чем почва, так сказать, среда, в которой манипуляторы мутят воду и пытаются устроить бури разной степени силы и интенсивности. Об этом зампред комбата спецназа заявил прямо и без обиняков:
«Да, заинтересованные в тех самых «великих потрясениях» манипуляторы наверняка уже поставили себе галочку: проект «либеральная оппозиция на площадях России» в полной мере не работает, так как касается в основном столичной богемы и малой части студенчества и школьников, тоже, кстати, чаще всего столичных. Казалось бы, веру в разбалансировку российской ситуации можно было бы надолго похоронить, но надежда явилась с неожиданной стороны».
Здесь Прилепин говорит об аресте Серебренникова, который расколол общественность, точнее, активную ее часть на два лагеря: тех, кто «за», и тех, кто, соответственно, «против». Что касается сторонников ареста, то здесь автор статьи не обходится без недоброй, но справедливой иронии, указывая на то, что большинство этих «правдолюбцев» даже не знакомо с творчеством режиссера. А сам их девиз «Вор должен сидеть в тюрьме!» — цитата героя Высоцкого из фильма «Место встречи изменить нельзя», снятого по роману братьев Вайнеров с весьма красноречивым названием «Эра милосердия».
Относительно «Матильды» Учителя положение представляется Прилепину похожим:
«Фильма его никто не видел, но многочисленные ревнители и охранители отчего-то на полном серьезе считают возможным объявить, что и смотреть его не надо — мол, не обязательно пробовать, хм, навоз, чтоб понять, что это навоз».
И здесь уже писатель не выдерживает:
«А что, и с Тарковским — с ним так же? Или, там, с Феллини? С Бертолуччи? Пробовали? Или заранее определялись, по цвету?»
По Прилепину, это яркий пример того, как некие силы, он не уточняет какие, пытаются «раскачать» мир под ногами россиян. Стратегия выбрана верная: разделить и столкнуть лбами, благо что условия позволяют. Условия вообще идеальные и объясняются усталостью русского человека от «аморфности» дня сегодняшнего с его набором пустых идей, которые олицетворяются в образах «киркоровых-малаховых», и тоской по идеалу, по незыблемым ценностям. А в таком состоянии «запустить» человека, подтолкнуть его к конкретным действиям — сложностей не представляется. Главное, чтоб побольше групп столкнулось. «Вот это будет заваруха — никакому Майдану не снилось», — прогнозирует Прилепин.
Отсюда вывод: случайные инциденты, такие как арест Серебренникова и гвалт вокруг «Матильды», получили неожиданный отклик в социуме, который некие сторонние силы решили использовать в своих корыстных целях. То есть все эти следствия, что повлекли за собой эти два происшествия, имеют в немалой степени искусственно-инициированный характер. Скандалы
дошли до точки кипения по одной простой причине — это кому-то выгодно. И вот на этом месте писатель дипломатично отходит в сторону:
«В первом раунде борьбы своих со своими выиграют, как всегда, «либералы» (те, кто у нас так самоназывается): за ними организационные возможности, гранты, поддержка прогрессивного мира и прочее, прочее, прочее. Но потом они, конечно, проиграют: как всегда.
Кто выиграет в итоге я, кажется, знаю. Знаю, но вам не скажу.
...но лучше б ничего этого не было»,
— заключает писатель, возможно, надеясь на то, что сам читатель догадается, о ком он, если пока еще не знает.
Фото PolitRussia.com