18 июля 2024 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского в Кремле.
Его Высокопреосвященству сослужил иерей Николай Полозов. Богослужение сопровождалось пением мужского хора Новгородского духовного училища под управлением регента диакона Владимира Середы.
Во время богослужения на сугубой ектенье возглашались особые прошения и молитва ко Господу о Святой Руси, которая читается по благословению Патриарха Кирилла.
После Литургии было совершено славление перед иконой прп. Сергия Радонежского. После богослужения митрополит Лев обратился к верующим со словами проповеди: «Сегодня мы чтим память преподобного Сергия Радонежского. Из его жития мы знаем, насколько велика была роль этого святого в освобождении Руси от татаро-монгольского ига. Именно его авторитет, его подвижническое служение, горячая вера и молитва спасли землю Русскую от погибели. Это общепризнанный факт. Очень важной была роль преподобного Сергия в объединении русского государства, наставлении великого князя и благословении русского войска. Будучи человеком высокодуховным, мягким, он в то же время проявлял жесткость к тем, кто пытался разделить московское княжество. Преподобный понимал, что мы сможем противостоять врагу, только будучи в единении и наставлял в этом своих современников. И после прославления он всегда был защитником и помощником всех прибегающих к нему».
Владыка отметил, что попытки разделения нашего Отечества были во все времена и призвал верующих сохранять единство и молитву, обращаться за небесным ходатайством к нашим святым, в том числе и заступнику земли Русской – преподобному Сергию Радонежскому: «Молитесь в своих домах, в храме за сохранение Русской земли, за единение, чтобы победить всех, кто хочет разрушить наше Отечество. Молитвами преподобного Сергия Радонежского да вразумимся, очистим свои сердца и будем искренни и горячи в молитве не только за себя, но и за все Отечество! С праздником!»
Мощи преподобного Сергия († 1392; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память его 17 ноября). В 1408 г., когда Москва и её окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель, основанная преподобным Сергием, была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью святого. В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрёк в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветёт и ещё более возрастёт.
Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.
Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освящённого 25 сентября 1412 года, преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нём были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода.
При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.